III Международная научно-практическая конференция «Орлы Палеарктики: изучение и охрана»
Пернатые хищники и их охрана. Спецвыпуск 2. Тезисы
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЛОВУШКИ» И «КОРМОВЫЕ ОАЗИСЫ» НА ЗИМОВКАХ И МИГРАЦИЯХ МОЛОДЫХ БОЛЬШИХ ПОДОРЛИКОВ
Мищенко А.Л. (Институт проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН, Москва, Россия)
Суханова О.В. (Русское общество сохранения и изучения птиц имени М.А. Мензбира, Москва, Россия)
Шариков А.В. (Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия)
Мельников В.Н. (Ивановский государственный университет, Иваново, Россия)
Бекмансуров Р.Х. (Казанский федеральный университет, Елабужский институт, Елабуга, Россия)
Теннхардт T. (Союз охраны природы и биоразнообразия, Берлин, Германия)
Цоклер К. (Союз охраны природы и биоразнообразия, Берлин, Германия)
Контакт:
Александр Мищенко almovs@mail.ru
Ольга Суханова olga.redro@gmail.com
Александр Шариков avsharikov@ya.ru
Владимир Мельников ivanovobirds@mail.ru
Ринур Бекмансуров rinur@yandex.ru
Томас Теннхардт thomas.tennhardt@nabu.de
Кристоф Цоклер christoph.zoeckler@m-h-s.org
Рекомендуемая цитата: Мищенко А.Л., Суханова О.В., Шариков А.В., Мельников В.Н., Бекмансуров Р.Х., Теннхардт T., Цоклер К. «Экологические ловушки» и «кормовые оазисы» на зимовках и миграциях молодых больших подорликов. — Пернатые хищники и их охрана. 2023. Спецвып. 2. С. 40-44. DOI: 10.19074/1814- 8654-2023-2-40-44 URL: http://rrrcn.ru/ru/archives/34859
С помощью GPS/GSM-трекеров были получены данные по пространственному распределению, особенностям используемых биотопов и лимитирующим факторам в период зимовки, зимних и летних миграционных перемещений для 9 молодых больших подорликов (Aquila [Clanga] clanga). С целью восприятия информации приведены клички птиц. В 2019 г. 4 особи (Одуванчик, Боец, Задира, Клязьма) были помечены трекерами в центре Европейской России и 1 (Проша) — в Республике Татарстан; в 2022 г. — 3 особи в центре Европейской России (Лето, Дина, Тиша) и 1 (Киря) — в Чувашской Республике.
Скудные литературные данные, основанные на результатах телеметрии, свидетельствуют, что молодые большие подорлики мигрируют на зимовку самостоятельно и по другому маршруту, нежели их родители (Meyburg et al., 2005). По-видимому, первая осенняя миграция молодых особей ещё не имеет строгого направления и в значительной мере является делом случая (Maciorowski et al., 2014). Мы подтвердили слежением за нашими подорликами: некоторые из них случайно нашли «кормовые оазисы» на путях миграции и благоприятные для зимовки районы, другие же попали в «экологические ловушки». Запомнив расположение «кормовых оазисов», попавшихся на миграционном пути в первую осень, птицы могут в последующие годы изменить район зимовки, оседая на зиму на этих кормных территориях. Так, Одуванчик в октябре 2019 г. совершил 18-дневную остановку в районе г. Славянск-на-Кубани в Краснодарском крае с преобладанием рисовых полей. В последующие три зимы он зимовал на Прикубанской равнине, не совершая перелёт в дельту р. Нил, где он провёл первую зимовку. Проша в первую зимовку в течение месяца (с 25.10 по 24.11.2019) держался на Сальянской равнине Азербайджана, в основном на заболоченных участках, не используемых в сельском хозяйстве. Затем он перелетел вдоль западного побережья Каспия примерно на 235 км к югу и осел в Иране, в провинции Гилян, расположенной на югозападном берегу Каспийского моря. При двух последующих зимовках Проша не задерживался в Азербайджане. Благоприятное биотопов на зимней территории Проши в Иране и богатая кормовая база на рисовых полях Кубани у Одуванчика (см. тезисы Мищенко и Сухановой в настоящем сборнике) обусловили минимальные площади зимовки, а также наименьшие средние дневные перемещения у этих двух птиц. В отличие от них, Дина и Задира прилетели на зимовку в «экологические ловушки»: пустыни. Дина погиб в Саудовской Аравии через 18 дней. Задира, также зимовавший на Аравийском полуострове и прибрежных равнинах Персидского залива, с преобладанием пустынь и отсутствием водно-болотных угодий, смог выжить, но был вынужден совершать наибольшие дневные перемещения в поисках пищи. Места наиболее длительных остановок Одуванчика и Бойца во время летних кочевок были приурочены к территориям с обширными сельхозугодьями в Бежецком районе Тверской области (60 дней в 2020 г. и 102 дня в 2021 г.) и Оршанском районе Беларуси (67 дней в 2020 г.), сроки уборки урожая и сенокошения в которых сильно растянуты. Длительное пребывание подорликов в таких «кормовых оазисах» с короткими суточными перемещениями, очевидно, связано с доступностью добычи: во время уборочных работ погибает или лишается убежищ множество птиц и мелких млекопитающих.
Мы установили, что подорлики останавливаются на полигонах твёрдых бытовых отходов (ТБО), особенностью которых является концентрация врановых и чайковых птиц и обилие мышевидных грызунов. Одуванчик провёл 9 дней, с 28.06 по 6.07.2020, на ТБО в 13 км севернее г. Тверь. Боец в течение недели (с 05 по 12.06.2021) держался на ТБО в 19 км от г. Ржев. Здесь же 22.06.2023 мы визуально отметили большого подорлика, не помеченного трекером.
Подорлик Лето обнаружил необычный «кормовой оазис»: промзона в черте г. Костромы, с обводнёнными карьерами. 18.05.2023 здесь была зарегистрирована вспышка птичьего гриппа, в результате которой погибло значительное число чаек, а возможно, и других птиц. Лето прилетел туда 02.06.2023 и держался там до 7.07.2023. Изобилие мёртвых и погибающих птиц было не очень долгим, после чего подорлик, вероятно, стал добывать птенцов чаек в колониях. Лёгкая доступность корма, сниженный фактор беспокойства (введение карантина в 500-м зоне) и наличие удобных для отдыха деревьев обусловили минимальные перелёты в пределах промзоны — не более 1,1 км.
Мы выявили очень высокую гибель молодых подорликов в результате антропогенных факторов: из девяти птиц 2023 г. живых осталось только две. Проша погиб в капкане с приманкой в Самарской области на 4-м году жизни. Тиша был убит браконьером в Абхазии во время первой осенней миграции. Смертельными «экологическими ловушками» являются столбы ЛЭП в безлесной аридной зоне. На них в Иране на 1-м году жизни погибли Задира и Киря. Дина погиб в аравийской пустыне, вероятно, от бескормицы. Причины гибели Клязьмы в Ливии, также на 1-м году жизни, и Бойца в Израиле на 3-м году жизни неизвестны.